Деньги vs смысл: нужна ли агентству миссия?

Недавно в группе руководителей агентств обсуждали сложный и где-то даже философский вопрос: должна ли у простого рекламного агентства быть миссия. Люблю такие вбросы, автору спасибо.

Аудитория предсказуемо разделилась на две части: одна (в белом) говорила, что да, конечно, должна быть — например, приносить пользу клиентам, развивать бизнес или людей. А другая (в черном и с рожками) утверждала, что это все лицемерие, что мы тут все про бабки и какая вообще может быть миссия у перекачивалки бабок из одного кармана в другой.

И мне кажется, что обе эти части по-своему правы.

Все компании в той или иной степени — про зарабатывание денег для акционеров. Если компания дает процент на вложенный капитал ниже, чем банковский вклад или инвест портфель, компанию можно закрыть и открыть вклад. Есть еще компании-игрушки — развлечение для акционеров, у которых вопрос денег уже не стоит, но в целом хочется чем-то заниматься. Они обычно не про деньги, а про почесывание эго своего владельца (владельцев) — про пиар, рейтинги, славу, такое в общем. Есть еще компании сугубо про пользу, в основном я читаю про них в книгах и на VC, в жизни встречаю мало, считаю их исключениями, которые можно заносить в «Красную книгу» компаний. Компании про пользу, конечно, при этом все равно про деньги, потому что бизнес.

Миссия частенько есть у всех компаний — и зарабатывающих, и игрушечных, и сугубо полезных. Миссию-то изобрести не сложно — есть даже специальные тренинги на эту тему. Миссии сейчас не иметь — это как не иметь офшорного юрлица: маленьким компаниям понятно, средним с чего бы вдруг, а крупным — так даже не прилично, нищеброды что ль, не могли себе консультанта по миссии нанять.

С компаниями в общем ясненько: все они про деньги, но есть только про деньги, а есть про что-то еще. Многие из нас — не собственники бизнесов и не их создатели, а обычные наемные сотрудники. Но про миссию почему-то любят обсуждать именно в контексте компаний и бизнесов. Однако есть еще одно измерение, о котором говорят реже — это сотрудники компаний, то есть люди. То есть мы. И вот про нас, по-моему, гораздо интереснее.

Есть люди, для которых работа — это просто работа, а смысл в ней — получить зарплату побольше и уйти домой пораньше. И что такого? И имеют право.

Есть другие люди. Люди, которые хотят странного, — смысла. Им интересно (или нет) заниматься тем, чем занимается компания. Они хотят приносить пользу другим людям. Они относятся к зарабатыванию денег как к чистке зубов или вечернему душу — эдакий гигиенический минимум, который и обсуждать-то не очень интересно. А вот про смысл им интересно поговорить — какую пользу принести, кому, когда, каким образом…

Может быть, это про пирамиду потребностей — когда ты уже сыт и выплатил ипотеку, начинаешь вдруг задумываться о смысле жизни. Но я встречаю мальчишек и девчонок, которые снимают, но смысл жизни их волнует больше, чем хлеб с маслом и икрой; также я вижу тех, кому за 45, которые уже все заработали, но работа для них не стала чем-то большим (и возможно уже не станет).

Может быть, это про воспитание, про маму с папой, которые заставляли учиться ради оценок и ходить на спорт ради грамот, а любовь и интерес к делу привить не смогли (или не считали нужным).

Может быть, это про наше общество, где деньги — высшая ценность, и деньгами измеряется все на свете — от успеха в жизни до ума («если ты такой умный, то почему такой бедный», да?), про 90-е, которые прожевали многих докторов и кандидатов и выплюнули их в «свободный рынок», и они передали по наследству, как хреново глубоко знать теорию поля и при этом нищенствовать. И только сейчас появляются дети, которые этого не знали или не выбрали этот путь — которые готовы снова попробовать, побороться за смыслы и ценности.

Я не социолог, не философ, не ученый. Я руководитель небольшой компании и я все еще не отдала свою ипотеку. Но смысл догоняет меня в последние годы, догоняет и загоняет в угол вопросом — что ты делаешь, зачем ты это делаешь, для чего, на что ты тратишь свое время?

Читайте интервью с Татьяной Костенковой: «Тренды digital-маркетинга и будущее рекламных агентств»

Я знаю, что в больших компаниях с миссией длиной 25, а то и все 30 см, которую они всегда готовы выложить на стол перед любознательным кандидатом, работает множество людей, которые вертели этот смысл, которым в больших компаниях с миссией важны только бесплатные обеды.

Два кусочека-а-а колбаскии у тебя лежали на столе

Два кусочека-а-а колбаскии у тебя лежали на столе, ты рассказывал мне сказки, только я не верила тебе… (с) группа Комбинация, 1993 год

Я знаю, что в маленьких компаниях, где все за деньги и ради денег, потому что никто не даст тебе миллионный маркетинговый бюджет for fun, множество ребят, которые думают про смысл, которым это важно.

Моя мысль в том, что не важно, дают нам миссию или нет, смысл мы создаем себе сами.

В супер осмысленной компании, которая спасает жизни, найдутся люди, которые будут просто получать деньги и говорить: да все эти ваши благотворительность — чушь собачья и прикрытие для распила бабла.

В супер ориентированных на деньги компаниях будут работать люди, которые найдут смысл в своей деятельности и будут его распространять вокруг, даже если над ними будут акционеры, заинтересованные только в том, чтобы отжать побольше и побыстрее.

Читайте также «Как удержать клиента и увеличить продажи агентства»

Это просто какие-то разные слои. И люди, которые живут в этих разных слоях, в душе часто не любят и не понимают друг друга. Те, что про деньги, считают людей про смысл инфантильными дебилами, которые витают в облаках. Те, что про смысл, считают тех, кто только про деньги, меркантильными и туповатыми, застрявшими «на нижних уровнях пирамиды Маслоу».

Человека нельзя (кажется) вытянуть к смыслу, если он сам не вырос, как нельзя вырастить дерево быстрее, если непрерывно тянуть его вверх за ветки.

Говорят, что мы сейчас живем в мире, где смысла не хватает, где у людей нет идеалов и целей, поэтому в компаниях так востребована история про миссию и цели — на неё легко собирать наивных мальчишек и девчонок, которые готовы работать бесплатно, «за идею». И собирают. И пиарят. И работают. Грустно.

Я искренне верю, что в работе должен быть смысл, и что каждый способен найти его сам, бесплатно. Я считаю, что вокруг миссий и смыслов сейчас крутится чудовищное количество манипуляций, потому что любой бизнес — в первую очередь про деньги (или про развлечение акционеров), и про это неплохо бы помнить, когда вам на стол выкладывают аппетитную огромную миссию, размером с черный африканский континент.

Если вас не ознакомили с миссией и не выдали вам смысл на блюде (это не значит, что это плохая компания, это просто обычная компания), это не значит, что его нет в деятельности конкретного человека или что его нет в деятельности его отдела, группы, команды. Мне кажется, каждый может найти смысл и миссию для себя, на своем месте.

Смысл есть:

  • в делании каких-то небольших продуктов, которые сделают жизнь каких-то определенных людей лучше.
  • в соблюдении законов и в защите интересов компании.
  • в аккуратном подсчете зарплаты сотрудников, чтобы все получили ее вовремя и правильно и не испытывали дополнительный стресс.
  • в приготовлении бутербродов и перекусов, чтобы люди в офисе чувствовали себя немного уютнее.
  • в рисовании презентаций, которые сделают сложные вещи проще и сэкономят кому-то нервные клетки.

Смысл — это вопрос к себе, а не к компании. И руководитель не обязан изобретать смысл для своих сотрудников, если компания правда только про деньги. Но он обязан ответить на вопрос смысла своей работы и компании для себя — если этот вопрос перед ним возник.

Впервые статья опубликована на Medium

Читайте свежие кейсы

Как получить дешёвый трафик в США и за 363$ привести заказов на 127 118$

Как с помощью геолокации найти премиальных клиентов и снизить стоимость лида в 5 раз

Как на 22% снизить стоимость заявки для популярной сети офисов и коворкингов в Москве


Устали от рутины?

Автоматизируйте управление рекламными кампаниями с помощью Marilyn и улучшите свои показатели. Бесплатный доступ ко всем возможностям платформы на 7 дней

 

В течение 7 дней